Религии классового общества |
||
Практически все традиционные религии
Древнего Средиземноморья и прилегающей
к нему варварской Европы представляли
собой политеистическое язычество, то
есть учения о мировой справедливости,
осуществляемой совокупной волей
властвующих в мире богов. Политеизм - это
класс языческих учений, приписывающих
власть в мире богам, непосредственно или
опосредованно олицетворяющим природные
стихии. Внутри этого класса можно
выделить топографический политеизм,
хаотический политеизм, иерархический,
дуалистический, и монистический, чистый
и комбинированный; разновидностью
комбинированного политеизма следует
считать оккультный политеизм. Топографический политеизм - это учение о богах, олицетворяющих локальные стихии отдельных местностей и имеющих значение для проживающих там компактных общин. Эта разновидность политеизма, как правили, является начальной ступенью к развитию языческих религиозных представлений. С укреплением взаимосвязи отдельных местных общин в общей жизни страны топографический политеизм уступает представлениям о едином для всей страны пантеоне, который формируется благодаря разработке теогонии - концепции происхождения и взаимоотношений богов. При этом, как правило, на первый план выдвигаются боги тех общин, которые приобретают господствующее положение в стране. В зависимости от способа организации пантеона различаются монистический и дуалистический, а также хаотический и иерархический политеизм. |
||
Монистический политеизм представляет мир богов как неразделимую целостную общину, тогда как дуалистический политеизм более или менее строго разделяет их на два противоборствующих лагеря - добрых и злых. Если в монистическом политеизме каждый бог может быть и добрым и злым, а по сути, он и не добр, и не зол, но подобен грозному и справедливому властителю или переменчивому играющему ребёнку, то в дуалистическом политеизме образы богов определены строго - либо добрый, либо злой. Монистическая община богов или любой из лагерей дуалистического пантеона могут быть организованы хаотически либо иерархически Хаотический политеизм характерен для ранних языческих представлений; в нём нет чёткого определения и разграничения функций богов и их взаимоотношений. |
||
Боги свободно меняют свой образ и
переходят друг в друга. В иерархическом
политеизме боги всегда строго
сгруппированы отношениями власти и
подчинения: в монистическом пантеоне на
вершине стоит верховный бог,
управляющий другими богами и выносящий
окончательные решения о жизни людей; в
дуалистическом - оба лагеря богов
возглавляются богом-предводителем -
главной доброй или злой живой силой
мироздания. От формы организации
порядка богов зависит форма
осуществления справедливости: она
осуществляется либо волей каждого
отдельного бога, либо совокупной волей
богов, либо благодаря честной борьбе
равных сил добрых и злых богов. Вместе с
тем, воля богов может быть не
единственной властной силой мироздания
- в этом случае мы имеем дело не с чистым,
а с комбинированным политеизмом. В этом
виде политеизма власть богов
комбинируется с ограничивающими её
силами, к которым могут относиться: 1.
Власть слепых неразумных стихий
первозданного хаоса; 2.
Власть бездушного рока (всемирного
закона чистой причинности); 3.
Власть всемирного закона
справедливости (этической причинности). Ограничение власти богов снимает с них значительную часть ответственности за человеческую жизнь, а также уменьшает надежды человека на их помощь. Вместе с тем, определённым образом истолкованная это ограничение формирует оккультный политеизм, согласно которому, если знать ключ властвующих в мире тайных законов, можно управлять даже богами при помощи самых незначительных усилий, например, при помощи магических заклинаний. |
||
Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона обычно оказывается бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителем лишь одного из множества богов и поклоняются только ему. Отсюда остаётся всего один шаг до монотеизма. |
||
Образование монотеизма. |
||
С усилением классового неравенства возникла потребность держать в повиновении огромные массы эксплуатируемых. Возникло государство, силой закона и оружия охранявшее интересы господствующего класса. Родовой строй отжил свой век. Он был "взорван" разделением труда и его последствием -разделением общества на классы. Он был заменён государством. В результате войн и покорения одних народов другими создавались крупные империи. Во главе их стояли правители- цари и императоры, пользующиеся неограниченной властью. По типу этих правителей в религии постепенно формируется образ единого всемогущего бога. Это происходит в процессе дальнейшего развития классового общества, условиях усилившегося влияния религии и жречества. |
||
Таким образом произошел переход от политеизма к монотеизму. Монотеизм - класс учений, признающих единственность живой властвующей в мире силы. Иногда монотеизм отождествляют с теизмом, однако, это неверно, поскольку существует языческий монотеизм, согласно которому власть единого бога ограничивается, как в комбинированном политеизме, властью слепых неразумных стихий первозданного хаоса либо властью бездушного рока либо властью всемирного закона справедливости. Таким образом, теизм является лишь разновидностью монотеизма, причём переход от теизма к языческому монотеизму зачастую осуществляется в целях решения проблемы теодицеи. | ||