ислам

Мировая религия, основанная арабским пророком Мухаммадом в VII в. н.э. Отличительные черты: крайний монотеизм и строгое соблюдение религиозных обрядов. Внутри ислама существует множество сект и движений, однако, все они объединены одной верой и ощущают себя единой общиной.

Слово "ислам" впервые встречается в Коране, исламском священном писании, в значении "подчиниться воле Аллаха (Бога)". Для мусульман Коран является словом господним, в котором суммированы все предыдущие книги откровений. Это слово явилось в мир через пророка Мухаммада, последнего и наиболее совершенного изо всех Божьих посланников; в их число входят Адам, Авраам, Моисей и Иисус, божественность которого мусульмане отрицают. Мухаммад был простым человеком, однако благодаря своей высокой нравственности и законопослушанию заслужил место рядом с Аллахом. Изречения и деяния Мухаммада служат вторым по значению источником исламских верований и обычаев. Мусульманская теология, изложенная в Коране, строго монотеистична: Аллах - единственный, всемогущий, всезнающий и всемилостивый бог. Люди обязаны следовать его воле (т.е. быть мусульманами). Особая ответственность возлагается на мужчин. Исповедание ислама состоит из трех элементов: веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам), а также благочестия и искренности при исполнении религиозных обязанностей (исхан). Вера - это признание истинности сообщений Пророка ( Да Благословит Его Аллах и да приветствует - "Салля Аллаху алейхи уа саллям" - формула , применяемая после каждого упоминания имени Пророка Мухаммада) о Всевышнем. Вера включает в себя шесть основных частей (1) вера в Аллаха; (2) вера в ангелов, (3) вера в откровение; (4) вера в пророков; и (5) вера в Судный день. В ранний период к пяти пунктам был добавлен шестой: вера в божественное предопределение. Исповедание исламской веры (шахада) выражается следующими словами: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его". Исполнение религиозных предписаний (Ислам) включает в себя пять обязательных четко определенных ритуалов - "столпов Ислама". Первым является признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада в виде традиционной формулы - "Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху уа анна Мухаммадан Расулу Ллахи!" ("Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха!"). Второй из "столпов" - совершение пяти молитв (солят) каждый день в установленное время и в соответствии с установленными ритуалами очищения (тохара). Третий - уплата закята, состоящая в том, что обеспеченные мусульмане ежегодно отдают часть своего имущества в пользу бедных и немощных в виде налога или милостыни. Четвертый - соблюдение строгого поста в месяц рамадан - и, наконец, пятый "столп ислама" - паломничество в Мекку (хадж), обязательное для каждого мусульманина, который в состоянии его совершить. После смерти Мухаммада в единой исламской общине возникли серьезные разногласия. Так, хариджиты обвинили третьего халифа ("заместителя" или "преемника" Мухаммада) в деспотизме и злоупот-реблениях. В соответствии с Кораном, они объявили джихад, или священную войну, и убили неугод-ного халифа.В VIII-IX вв. у арабов начинает формироваться мощная рационалистическая теология. Ее представители, мутазилиты, считали, что человеческий разум способен сам разобраться, где добро, а где зло; Бог-это лишь чистая сущность, лишенная вечных качеств. Тем самым мутазилиты объявили Коран, записанный "со слов Аллаха", временным, переходящим творением. В IX в. мутазилизм стал государственной доктриной Халифата, однако в следующем столетии возникла новая, суннитская (или "ортодоксальная") теология. Сунниты превратились в центральную исламскую общину. Они осуждали расколы и клеймили еретиков. Ставя перед собой высокие нравственные требования, сунниты стремились к унификации учения. Благодаря этому им удалось сохранить целостность ислама.Секта шиитов возникла в результате политического конфликта в кон. VIIв. Постепенно шииты подвели свою политическую программу под теологический базис. Вероятно под влиянием гностического древнеиранского дуализма разработали учение об эзотерическом знании.В центре учения стояла фигура имама (или "вождя"), через которого раскрываются истины Корана. Эта доктрина была воспринята суфиями, членами аскетического движения, возникшего в ответ на "обмирщение" раннемусульманских династий. Благодаря суфиям ислам проник в Индию, Центральную Азию, Турцию и Африканские районы южнее Сахары. В распространении ислама большую роль играли также мусульманские купцы. В XIX-XX в., в период западных колониальных завоеваний, исламская общность утратила былое политическое значение. Однако в середине XX в. многие мусульманские народы стали под знаменем ислама бороться за свою политическую независимость.



Hosted by uCoz