Протестантизм

    Протестантизм (от лат. protestans, protestantis - публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Реформация - религиозное и одновременно нравственно-социальное движение XVI - XVII веков. Она начинается проповедью Лютера и проходит через такие фазы, как формирование лютеранской церкви в Германии; крестьянская война 1524-1525 годов; утверждение кальвинизма в Швейцарии; распространение протестантства в Нидерландах, Скандинавии, Англии, Франции; борьба Нидерландов за независимость в 1568-1572 годах чудовищные религиозные войны первой половины 17  века (в итоге они привели к идее веротерпимости и отделения церкви от государства); появление второго поколения протестантских конфессий, утверждение английского пуританства; Английская революция 1642-1653 годов. Признанными лидерами Реформации были Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531), Жан Кальвин (1509-1564). Реформация располагается между 1517 годом, когда Лютер вывесил в Виттенберге знаменитые тезисы против индульгенций, и 1555 годом, когда состоялся Аугсбургский сейм, легализовавший основные конкордаты лютеранской церкви. Реформация была не просто крупным событием в истории религии. Она привела к коренной перестройке норм и отношений внецерковной жизни. Родиной Реформации стала Германия. 31 октября 1517 молодой августинский монах Мартин Лютер (1483-1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет права отпускать грехи и оспаривал учение о сокровищнице заслуг "риста и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Лютер требовал отмены монастырей, удешевления обрядов и возможности действия мирян в религиозных организациях В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. Это признание не распространялось на другие протестантские секты. Принцип "чья власть, того и вера" был положен в основу нового порядка: в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Католикам в протестантских государствах и протестантам в католических государствах предоставлялось право выбора: либо присоединиться к местной религии, либо переехать со своим имуществом на территорию своей религии. Право выбора и обязательность для граждан городов исповедовать религию города распространялось на вольные города.

    Аугсбургский религиозный мир был тяжелым ударом для Рима. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла. В протестантизме существуют учения, отличные от католических: учение о всеобщем священстве, предполагающее передачу благодати от Бога к мирянам без посредников; учение о спасении людей одной верой (личная вера - главный фактор); учение об одном источнике вероучения, Библии; учение о праве мирян самостоятельно толковать Библию, породившее другие протестантские религии. В церковных обрядах также произошли изменения: осталось только два таинства - крещение и причащение; конфирмация проводится с 14 лет, отпущение грехов происходит без посредников; оставлены 9 праздников и один, введенный после смерти Лютера в его честь.

      Вскоре после восстания Лютера, Ульрих Цвингли (1484-1531), священник кафедрального собора в Цюрихе, в своих проповедях начал критиковать индульгенции и "римские суеверия". Швейцарские кантоны, хотя номинально и входили в Священную Римскую империю, в действительности являли собой независимые государства, объединенные в союз для общей обороны, и управлялись советом, избранным народом. Добившись поддержки городских властей Цюриха, Цвингли смог ввести там реформированную систему церковной организации и богослужения. После Цюриха Реформация началась и в других кантонах. Католические кантоны, во главе с Люцерном, прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать дальнейшему распространению движения, в результате чего вспыхнула религиозная война, закончившаяся т.н. Первым Каппельским мирным соглашением (1529), которое гарантировало каждому кантону свободу религии. Однако во второй войне протестантская армия была разгромлена в битве при Каппеле (1531), в которой пал сам Цвингли. Заключенный после этого Второй Каппельский мир восстановил католичество в кантонах со смешанным населением.

     Теология Цвингли, хотя он и разделял основоположный лютеровский принцип оправдания только верой, отличалась во многих пунктах от теологии Лютера, и оба реформатора так и не смогли прийти к согласию.

      Жан Кальвин (1509-1564) увлекся идеями Реформации, когда изучал теологию в Париже. В 1535-1536 он установил тесные взаимоотношения с некоторыми вождями Реформации. В 1541 он вернулся в Женеву, где постепенно сосредоточил в своих руках всю власть в городе и посредством консистории управлял духовными и светскими делами. Хотя Кальвин исходил из принципа оправдания только верой, его теология развивалась в ином направлении, чем теология Лютера. В Германии становление новой организации церкви шло случайными, заранее не запланированными путями. Кальвин, напротив, планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы светского правления и ввел их в Женеве.

      В Англии деятельность Римско-католической церкви вызывала сильное недовольство всех классов общества, что проявлялось в неоднократных попытках пресечь злоупотребления. Впрочем, британское восстание против Рима не было делом рук реформаторов и было вызвано совсем не теологическими соображениями. Генрих VIII, ревностный католик, принял суровые меры против проникновения протестантизма в Англию, опровергал учение Лютера. Опасаясь могущественной Испании, Генрих желал заключить союз с Францией, но встретил препятствие в лице своей жены-испанки, Екатерины Арагонской; король обратился к папе с просьбой аннулировать брак, однако папа отказался дать разрешение на развод, для укрепления своей власти Генриху нужно было избавиться от вмешательства в свои дела со стороны папы.

       На угрозу Ватикана отлучить Генриха VIII от церкви он ответил Актом о верховенстве (1534), в котором монарх признавался высшим главой Церкви Англии, не подчиняющимся ни папе, ни другим церковным властям. Кроме упразднения папского верховенства над церковью, ликвидации монастырей и конфискации их владений и имущества, Генрих VIII не пошел ни на какие изменения церковных учений и институций. Против тех, кто исповедовал лютеранское вероучение, были приняты жесткие меры. Большинство духовенства добровольно приспособилось к новому религиозному строю, а аристократия, многие из представителей которой получили в дар от короля солидную долю конфискованных монастырских владений, практически полностью поддержали новый порядок.



Hosted by uCoz