индуизм
К середине 3 тысячелетия до Н.Э. в долине реки Инда сложилась Индийская цивилизация, на базе которой сформировалась оригинальная религиозно-культовая система – индуизм. Индуизм не является единой религией. Различают различные исторические формы индуизма. Основы индуизма заложены в ведической религии, которую принесли на территорию полуострова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в середине 2 тысячелетия до н. э. Веды – это собрания гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов. Основы Веды составляет Ригведа – сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов. |
|
Индуизм, как и другие ранние национальные религии . политеистичен. Первоначально – это множество богов, устойчивой иерархии, между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, бога солнца – Сурая, бога огня – Агни и др.. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий – дева ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. Отдельные описания богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемических верований и представлял своих богов в человекообразном облике, но конкретного описания этого облика нет. | |
Наряду с деви в Ведах упоминается и другая группа богов – асуры. Это Варун – верховный бог,Митра – солнечный бог и защитник людей. Впоследствии дэвы стали у индуистов называться добрыми духами, а асуры – злыми. Со злыми духами ведет борьбу Индра и другие добрые боги. В первом тысячелетии до н. э. наступает второй брахманский период в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода является сборник гимнов – Упанишады. С этого времени индуизм делится на два основных направления – вишнуизм и шиваизм. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти – Брахма, Шива Вишну, разделивших между собой основные функции верховного божества – созидательную, разрушительную, охранительную. |
|
В
шиваизме наиболее почитаемым
божеством стал Шива. В культе Шивы на
первый план вышел созидательный момент
– культ жизненной силы и мужского
начала. Атрибут Шивы – бычок Наиди.
Каменные изваяния – лингемы в храмах и
домашних алтарях символизируют
животворящии потенции Шивы. На лбу Шивы
– третий глаз, глаз гневного
разрушителя. В этом своем облике Шива
внушает ужас. Шива имеет женскую
ипостась – Шакти, богиня плодородия.
Культ богини Шакти в индуизме носит
относительно самостоятельное значение.
На его основе сформировалось целое
направление – шактизм. Во
втором направлении индуизма –
вишнуизме образ бога Вишну
представляет прежде всего как
хранителя мирового порядка. Выполняя
эту функцию, бог Вишну является в мир в
различных земных ипостасях – аватрах.
Основными и особопочитаемыми являются
герой индийского эпоса Рамаяма –
воитель Рама и герой индийского эпоса
Махабхарата – Кришна. Третий
член троицы высших божеств индуизма
Брахма рассматривается |
|
как
первопричина мира и творец
человечества из различных частей
которого произошли разные касты: Из
уст – Брахманы – священники, жрецы (самые
чистые души, если хорошо себя ведут, то
души к ним и вернутся) Из
рук – Кшатрии – воины, одновременно и
правители. Из
бедер – Вашьи – преобладающая страсть
– корысть. Земледельцы,
купцы, ремесленники. Из
ног – Шудры – много страстей, которые
борются между собой и ими надо
управлять. Слуги, делают то, что им
приказано.
Отверженные. Это
исходные касты Индии.
Основу
вероучения индуизма составляет идея,
что мир представляет собой не
случайное , хаотичное сочетание вещей и
явлений, а универсальный космический
порядок – Рта. Он властвует над всеми и
ему подчиняются боги. Этот порядок
изначален и вечен. Индуизм называет
этот всеобщий и вечный порядок,
сохраняющий, удерживающий вселенную
как единое целое – дхарма. Дхарма – это
некая безличная закономерность
Вселенной, которая находится в самих
вещах и явлениях.
Все подчинено этой закономерности:
боги, природа, люди.
Благодаря ей устанавливается место
каждого явления, каждой частицы
мироздания в целом. Важное
место в вероучении
индуизма занимает учение о
переселении душ (сансара). Смысл
существования человека состоит в том,
чтобы понять, что множественность мира
– это обмиан, ибо есть одна жизнь, одна
сущность, одна цель – мировая душа –
Брахма. И задачей каждого человека
является получить возможность
объединить индивидуальную душу –
атман – с мировой душой
- Брахмой. В достижении этой цели
индуисты видят величайшее благо и
высшее назначение. Совокупность
средств, с помощью которых можно
постичь духовную основу мира и слиться
с ней, называется йога.
Индуизм разработал сложнейшую
систему упражнений и медитаций,
которые позволяют человеку овладеть
своими физиологическими и
психологическими потенциями, достичь
высокого уровня духовности. Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты, продолжается до тех пор , пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме. |
|
Карма
- это один из ключевых
принципов вероучения индуизма. В
широком смысле Карма – это общая сумма
совершаемых всяким живым существом
поступков и их последствий, которые
определяют характер его нового
рождения, то есть дальнейшего
существования. Каждой группе людей,
каждому индивиду предписана своя норма
поведения, своя карма, которая
соответствует конкретному пути и
следование которой делает возможным
переход к более высокому этапу. Закон
кармы исходит от Брахмана. Он неизменен.
Это закон воздаяния и долга. Это твой
персональный долг. Если вел себя
скверно, то по карме твоя душа упадет на
разряд ниже. На
раннем этапе индуизма, в ведический
период, основу культовых действий составляли
жертвоприношения. Постоянных мест
проведения культовых действий –
храмов еще не было. Для особо значимых
ритуальных действий сооружались
специальные постройки – алтари. В эпоху брахмаизма начинается храмовое строительство и храмовое |
|
богослужение.
Важнейшей
частью праздничных церемоний являлись
торжественные шествия и процессии, во
главе которых несли изображение
божества. Жертвоприношения животных и
растений постепенно заменялись более
символичными формами почитания
божества: надеванием на его
изображение цветочных гирлянд,
курением благовоний, зажиганием
светильников и возлиянием воды. Эти
действия часто сопровождались танцами,
пением эпических поэм. Индуизм как религиозно-культовая система обуславливает социальную структуру индийского общества того периода. Положение каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех каст, необходимо было не только родиться в ней, но и пройти церемонию посвящения и специального обучения в доме учителя –брахмана. Во время посвящения на мальчика надевали священный шнур. Что рассматривалось как второе рождение. Шудрам не дозволялось проводить посвящение. «Дважды рожденные» и особенно брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Это пищевые ограничения, общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки совместное принятие пищи между членами различных каст, а также смена кастовой профессии. Так безопасность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения которые он носит. |
|