индуизм

К середине 3 тысячелетия до Н.Э. в долине реки Инда сложилась Индийская цивилизация, на  базе которой сформировалась оригинальная религиозно-культовая система – индуизм.

Индуизм  не является единой религией. Различают различные исторические формы индуизма. Основы индуизма заложены в ведической религии, которую принесли на территорию полуострова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в середине 2 тысячелетия до н. э. Веды – это собрания гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов. Основы Веды составляет Ригведа – сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов.

Индуизм, как и другие ранние национальные религии . политеистичен. Первоначально – это множество богов, устойчивой иерархии, между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, бога солнца – Сурая, бога огня – Агни и др.. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий – дева ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. Отдельные описания богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемических верований и представлял своих богов в человекообразном облике, но конкретного описания этого облика нет.

 Наряду с деви в Ведах упоминается и другая группа богов – асуры. Это Варун – верховный бог,Митра – солнечный бог и защитник людей. Впоследствии дэвы стали у индуистов называться добрыми духами, а асуры – злыми. Со злыми духами ведет борьбу Индра и другие добрые боги.

 В первом тысячелетии до н. э.  наступает второй брахманский период  в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода является сборник гимнов – Упанишады. С этого времени индуизм делится на два основных направления – вишнуизм и шиваизм. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти – Брахма, Шива Вишну, разделивших между собой основные функции верховного божества – созидательную, разрушительную, охранительную.

В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы на первый план вышел созидательный момент – культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы – бычок Наиди. Каменные изваяния – лингемы в храмах и домашних алтарях символизируют животворящии потенции Шивы. На лбу Шивы – третий глаз, глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась – Шакти, богиня плодородия. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно самостоятельное значение. На его основе сформировалось целое направление – шактизм.

Во втором направлении индуизма – вишнуизме образ бога Вишну представляет прежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных земных ипостасях – аватрах. Основными и особопочитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяма – воитель Рама и герой индийского эпоса Махабхарата – Кришна.

  Третий член троицы высших божеств индуизма Брахма рассматривается

как первопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты:

Из уст – Брахманы – священники, жрецы (самые чистые души, если хорошо себя ведут, то души к ним и вернутся)

Из рук – Кшатрии – воины, одновременно и правители.

Из бедер – Вашьи – преобладающая страсть – корысть. Земледельцы,                              купцы, ремесленники.

Из ног – Шудры – много страстей, которые борются между собой и ими надо управлять. Слуги, делают то, что им приказано.  Отверженные.

Это исходные касты Индии.      

Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой не случайное , хаотичное сочетание вещей и явлений, а универсальный космический порядок – Рта. Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядок изначален и вечен. Индуизм называет этот всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое – дхарма. Дхарма – это некая безличная закономерность Вселенной, которая находится в самих вещах и явлениях.  Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди.  Благодаря ей устанавливается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом.

 Важное место в вероучении  индуизма занимает учение о переселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира – это обмиан, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель – мировая душа – Брахма. И задачей каждого человека является получить возможность объединить индивидуальную душу – атман – с мировой душой  - Брахмой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Совокупность средств, с помощью которых можно постичь духовную основу мира и слиться с ней, называется йога.      Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медитаций, которые позволяют человеку овладеть своими физиологическими и психологическими потенциями, достичь высокого уровня духовности.

 Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты, продолжается до тех пор , пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме.

 Карма  - это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широком смысле Карма – это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует конкретному пути и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу. Закон кармы исходит от Брахмана. Он неизменен. Это закон воздаяния и долга. Это твой персональный долг. Если вел себя скверно, то по карме твоя душа упадет на разряд ниже.

 На раннем этапе индуизма, в ведический период, основу культовых действий  составляли жертвоприношения. Постоянных мест проведения культовых действий – храмов еще не было. Для особо значимых ритуальных действий сооружались специальные постройки – алтари.

          В эпоху брахмаизма начинается храмовое строительство и храмовое

богослужение. Важнейшей частью праздничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменялись более символичными формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танцами, пением эпических поэм.

 Индуизм как религиозно-культовая система обуславливает социальную структуру индийского общества того периода. Положение каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех каст, необходимо было не только родиться в ней, но и пройти церемонию посвящения и специального обучения в доме учителя –брахмана. Во время посвящения на мальчика надевали священный шнур. Что рассматривалось как второе рождение. Шудрам не дозволялось проводить посвящение.  «Дважды рожденные» и особенно брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Это пищевые ограничения, общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки совместное принятие пищи между членами различных каст, а также смена кастовой профессии.

 Так безопасность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо должны были вымолить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индийском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения которые он носит.       



Hosted by uCoz