Конфуцианство
Каждая
из великих религий вырастает из страха.
Китай переживал период потрясений,
междоусобных войн (4 – 3 век до Н.Э.), когда
группа племен оказалась перед лицом
смерти. Этот период получил название
Чжань-го (воюющие государства). Конфуций
(Кун-цзы, 551479г. до н. э.), бродячий
наемный чиновник,
родился и жил в эпоху больших
социальных и политических потрясений,
когда Китай находился в состоянии
тяжелого внутреннего кризиса. Власть
чжоуского правителя – вана давно
ослабла, разрушались патриархально-родовые
нормы, в междоусобицах гибла родовая
аристократия. Крушение древних устоев
семейно-планового быта, междоусобные
распри, продажность и
алчность чиновников, бедствия и
страдания простого народа – все это
вызывало резкую критику ревнителей
старины. Выступив с критикой своего
века и высоко ставя века минувшие,
Конфуций на основе этого
противопоставления создал свой идеал
совершенного человека - цзюнь-цзы.
Высоко моральный цзюнь-цзы должен был
обладать двумя важнейшими в его
представлении достоинствами:
гуманностью и чувством долга. Понятие «гуманность»
(жень) - включало
в себя скромность, сдержанность,
достоинство, бескорыстие, любовь к
людям и т.п. Жень
– это почти недосягаемый идеал,
совокупность совершенств,
которыми обладали лишь древние. Из
современников он считал гуманным лишь
себя и своего любимого ученика Янь Хуэя.
Однако для настоящего цзюнь-цзы одной
гуманности было недостаточно. Он должен
был обладать еще одним важным качеством
– чувством долга. Долг – это моральное
обязательство, которое гуманный человек
в силу своих добродетелей накладывает
на себя сам. Чувство
долга, как правило, обусловлено знанием
и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный
человек думает о долге, низкий человек
заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он
также разработал и ряд других понятий,
включая верность и искренность (чжэн),
благопристойность и соблюдение
церемоний и обрядов (ли). Следование
всем этим принципам было обязанностью
благородного цзюнь-цзы, и, таким образом,
“благородный человек” Конфуция – это
умозрительный социальный идеал,
назидательный комплекс добродетелей.
Этот идеал становился обязательным для
подражания, приблизится к нему было
делом чести и социального престижа,
особенно для тех, представителей
высшего сословия ученых-чиновников,
профессиональных бюрократов-администраторов,
которые с эпохи Хань (III
в. до н. э.) стали управлять китайской
конфуциальной интерией. Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине, уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил – трактат Лицзы. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чем более высокое положение в обществе человек занимал. Конфуций,
отталкиваясь от сконструированного им
социального идеала, сформулировал
основы того социального порядка,
который хотел бы видеть в поднебесной: “Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого. Одной
из важных основ социального порядка, по
Конфуцию, было строгое повиновение
старшим. Слепое повиновение его воле,
слову, желанию – это элементарная норма
для младшего, подчиненного, подданного
как в рамках государства в целом, так и в
рядах клана, семьи. Конфуций напоминал,
что государство – это большая семья, а
семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли. Конфуцианский
культ предков и нормы сяо способствовал
расцвету культа семьи и клана. Семья
считалась сердцевиной общества,
интересы семьи намного превосходили
интересы отдельной личности. Отсюда и
постоянная тенденция к росту семьи. При
благоприятных экономических
возможностях стремлении к совместному
проживанию близких родственников резко
преобладало над сепаратистскими
наклонностями. Возникал мощный
разветвленный клан и родичей,
державшихся друг за друга и населявших
порой целую деревню. И
в семье и в обществе в целом любой, в том
числе влиятельный глава семьи, важный
чиновник императора, представлял собой
прежде всего социальную единицы,
вписанную в строгие рамки конфуцианских
традиций, выйти за пределы которых было
невозможно: это означало бы “потерять
лицо”, а потеря лица для китайца
равносильно гражданской смерти.
Отклонения от нормы не допускались, и
никакой экстравагантности,
оригинальности ума или высшего облика
китайские конфуцианство не поощряло:
строгие нормы культа предков и
соответствующего воспитания подавляли
эгоистические наклонности с детства. Человек
с детства привыкал к тому, что личное,
эмоциональное, свое на шкале ценностей
несоизмеримо с общим, принятым,
рационально обусловленным и
обязательным для всех. В
центре учения Конфуция находится
доктрина исправления имен – каждый
человек должен соответствовать своему
имени. Земледелец должен быть
земледельцем, Отец – отцом, Чиновник –
чиновником, Государь – государем. Смысл истины – в обществе должно
быть жесткое разделение труда. Каждый
должен заниматься строго своим делом и
тогда в «Поднебесной» воцарится мир и
порядок, прекратятся смуты,
междоусобные войны. Каждый к своей
работе должен относиться как к
профессиональному долгу и занимать
положенное ему место не только в
человеческом обществе, но и во всей
природе, потому что таков закон Неба. Небо
– сверхъестественная, сверхземная,
божественная реальность. Конфуций
отказывался говорить, что такое Небо.
Небо дает указ людям, Небо безлично – в
этом глубокий смысл, если бы Небо было
личностью, оно могло бы изменить закон в
соответствии с прихотями, а так безлично
и закон изменить не может. Поскольку все
заняты своим делом, за дело в обществе
отвечает государь – император. Власть
императора не ограничена юридически, он
сам дает стране законы. Государь – сын
Неба, посредник между
божественным Небом и
Землей. Его фигура обожествляется. Весь
Китай – одна большая семья во главе с
отцом – императором. Конфуцианство сумело занять
ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и
обосновать свой крайний консерватизм,
нашедший наивысшее выражение в культе
неизменной формы. Соблюсти форму, во
чтобы то ни стало сохранить вид, не
потерять лицо – всё это стало теперь
играть особо важную роль, ибо
рассматривалось как гарантия
стабильности. Наконец, Конфуцианство
выступало и как регулятор во
взаимоотношениях страны с Небом и, от
имени неба, с различными племенами и
народами, населявшими мир. Отсюда был
только шаг до разделения всего мира на
цивилизованный Китай и некультурных
варваров, прозябавших в теплоте и
невежестве и черпавших знания и
культуру из одного источника – из
центра Мира, Китая. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. ДО 1949 г. Конфуцианство было идеологией Китая. |
|