Синтоизм
Синтоизм.
В переводе с японского «синто»
обозначает путь богов -
религия, возникшая в
раннефеодальной Японии не в результате
трансформации философской системы, а из
множества родоплеменных культов, на
базе анимистических, тотемистических
представлений магии, шаманизма, культа
предков. Пантеон
синтоизма состоит из большого числа
богов и духов. Центральное место
занимает концепция божественного
происхождения императоров. Ками,
якобы населяющие и одухотворяющие всю
природу, способны воплотиться в любой
предмет, ставший в последствии объектом
поклонения ,который называли синтай
,что с японского означает
тело бога .
Согласно
синтоизму, человек ведёт своё
происхождение от одного из бесчисленных
духов. Душа умершего, при определённых
обстоятельствах, способна стать
ками. В ходе становления
классового общества и государства
складывается идея верховного
божества и творческого акта, в
результате которого, согласно
представлениям синтоистов, появилась
богиня солнца Аматерасу - главное
божество и прародительница всех
японских императоров. Синто не имеет
церковных канонических книг. В каждом
храме есть свои мифы и обрядовые
предписания, которые могут быть
неизвестны в других храмах. Мифы,
общие для синто, собраны в книге «Кодзики»
(«Записки о древних делах»), которая
возникла на основе устных преданий
в начале VIII
веке. В ней содержатся основные идеи
национализма, которые
были возведены в ранг
государственной религии: о
превосходстве японской нации, о
божественном происхождении
императорской династии, от основания
японского государства. И вторая
священная книга
«Нихон секи» (что в переводе «Анналы
Японии»). Синтоизм
глубоко националистичен. Боги породили
только японцев . Люди другой
национальности не могут исповедовать
эту религию. Своеобразен и сам культ
синтоизма. Целью жизни в синтоизме
провозглашается осуществление идеалов
предков: «спасение» достигается в этом,
а не потустороннем мире, путём духовного
слияния с божеством с помощью молитв и
обрядов, совершаемых в храме или у
домашнего очага. Для синтоизма
характерны пышные праздники со
священными танцами
и процессиями. Синтоистская
служба состоит из
четырёх элементов: очищение (хараи),
жертвоприношение (синсей), краткой
молитвы (норито) и
возлияния (наораи). Помимо
обычных служб в храмах, всевозможных
обрядовых церемоний, широко отмечаются
местные синтоистские праздники
и буддийские праздники. Наиболее
важные обряды стал
совершать император, в VII
веке ставший верховным жрецом синтоизма.
Только наиболее значительных
местных праздников насчитывается
около 170-и (новый год, поминовение
усопших, день мальчиков, день девочек и т.д.).
Все эти праздники сопровождаются
религиозными обрядами в храмах.
Правящие круги всячески поощряют их
поведение, стремясь сделать эти
праздники средством пропаганды
исключительности японской нации. В
ХVII
- ХVIII
веках развернула
свою деятельность так называемая «историческая
школа » во главе с её
основателями М.
Камо и Н. Матоори, которые поставили
своей целью укрепить Синтоизм,
возродить культ и полноту власти
императора . В
1868 году синтоизм был провозглашен
государственной религией Японии.
Для упрочнения влияния официальной
религии на население создается
бюрократический орган - Департамент по
делам синто (позже преобразованный в
министерство). Постепенно изменяется
содержание религии. Вместо культа
нескольких духов-хранителей на первый
план выдвигается культ императора.
Изменяется и структура религиозной
системы. Синто стал подразделяться на
храмовый, домашний и простонародный.
Священнослужители начинают
проповедовать не только в храмах,
но и через внецерковные каналы -
школу и прессу.
1
января 1946 года японский император
публично отказался от своего
божественного происхождения, поэтому
конституцией 1947 года синтоизм был
приравнен ко всем другим культам Японии
и, таким образом, перестал быть
государственной религией. В декабре 1966
года решением правительства был
восстановлен в качестве национального
праздника «день основания империи –
кигэнсэцу (11 февраля) - день, когда по
синтоистским мифам Дзимису в 660г. до н.э.
вступил на престол. В последние годы реакционные силы ведут борьбу за восстановление синтоизма в качестве государственной религии Японии, но пока эти попытки не увенчались успехом. |
|