Синтоизм

      Синтоизм. В переводе с японского «синто»  обозначает путь богов -  религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы, а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма, культа предков.

     Пантеон  синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. Ками, якобы населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет, ставший в последствии объектом поклонения ,который называли синтай ,что с японского означает  тело бога .            

Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов. Душа умершего, при определённых  обстоятельствах,  способна стать  ками.

     В ходе становления классового общества и государства  складывается идея верховного божества и творческого акта, в результате которого, согласно представлениям синтоистов, появилась богиня солнца Аматерасу - главное божество и прародительница всех японских императоров.

     Синто не имеет церковных канонических книг. В каждом храме есть свои мифы и обрядовые предписания, которые могут быть неизвестны в других храмах.

Мифы, общие для синто, собраны в книге «Кодзики» («Записки о древних делах»), которая возникла на основе устных преданий  в начале  VIII веке. В ней содержатся основные идеи национализма, которые  были возведены в ранг  государственной религии: о превосходстве  японской нации, о  божественном происхождении императорской династии, от основания японского государства. И вторая священная  книга «Нихон секи» (что в переводе «Анналы Японии»).

Синтоизм глубоко националистичен. Боги породили только японцев . Люди другой национальности не могут исповедовать эту религию. Своеобразен и сам культ синтоизма. Целью жизни в синтоизме провозглашается осуществление идеалов предков: «спасение» достигается в этом, а не потустороннем мире, путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и  обрядов, совершаемых в храме или у домашнего очага. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными  танцами и процессиями. Синтоистская  служба состоит  из четырёх элементов: очищение (хараи),  жертвоприношение (синсей), краткой молитвы (норито)  и возлияния (наораи).

Помимо обычных служб в храмах, всевозможных обрядовых церемоний, широко отмечаются местные синтоистские праздники  и буддийские праздники. Наиболее  важные обряды  стал совершать император, в VII веке ставший верховным жрецом синтоизма. Только наиболее  значительных  местных праздников насчитывается около 170-и (новый год, поминовение усопших, день мальчиков, день девочек и т.д.). Все эти праздники сопровождаются религиозными обрядами в храмах. Правящие круги всячески поощряют их поведение, стремясь сделать эти праздники средством пропаганды исключительности японской нации.

В ХVII - ХVIII веках  развернула свою деятельность так называемая «историческая школа » во главе с  её основателями  М. Камо и Н. Матоори, которые поставили своей целью укрепить Синтоизм, возродить культ и полноту власти императора .

В 1868 году синтоизм был провозглашен государственной религией Японии.  Для упрочнения влияния официальной религии на население создается бюрократический орган - Департамент по делам синто (позже преобразованный в министерство). Постепенно изменяется содержание религии. Вместо культа нескольких духов-хранителей на первый план выдвигается культ императора. Изменяется и структура религиозной системы. Синто стал подразделяться на храмовый, домашний и простонародный. Священнослужители начинают проповедовать не только в храмах,  но и через внецерковные каналы - школу и прессу.               

1 января 1946 года японский император публично отказался от своего божественного происхождения, поэтому конституцией 1947 года синтоизм был приравнен ко всем другим культам Японии и, таким образом, перестал быть государственной религией. В декабре 1966 года решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника «день основания империи – кигэнсэцу (11 февраля) - день, когда по синтоистским мифам Дзимису в 660г. до н.э. вступил на престол.

В последние годы реакционные силы ведут борьбу за восстановление синтоизма в качестве государственной религии Японии, но пока эти попытки не увенчались успехом.             



Hosted by uCoz